Следственного комитета Российской Федерации по Республике Ингушетия

История

История создания Следственного комитета Российской Федерации и следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Ингушетия.

Впервые в России идея создания следственного ведомства, организационно и функционально независимого от иных органов государственной власти, была реализована Петром I в ходе судебной реформы, одним из направлений которой стало разделение уголовного процесса на стадии предварительного расследования и судебного разбирательства.

В 1713 году учреждены первые специализированные следственные органы России – «майорские» следственные канцелярии, которые в соответствии с Наказом «майорским» следственным канцеляриям от 9 декабря 1717 года были подчинены непосредственно Петру I. К подследственности этих органов были отнесены дела о наиболее опасных деяниях, посягающих на основы государственности, в первую очередь о преступлениях коррупционной направленности, совершаемых высокопоставленными должностными лицами органов государственной власти (взяточничество, казнокрадство, служебные подлоги, мошенничество).

К сожалению, после смерти Петра I учрежденные им независимые следственные органы упразднили, а концепция вневедомственной модели организации следственных органов надолго забыта.

Однако уже в начале XIX века обнаружились недостатки административной модели следственного аппарата. В связи с этим одно из направлений судебной реформы 1860 года заключалось в поиске новых форм организации предварительного следствия, отличных от административной модели. В итоге принято решение вывести следственные органы из состава полиции и передать их в организационную структуру судов. В 44 губерниях Российской империи были введены 993 должности судебных следователей.

В рамках названной модели следственная служба развивалась вплоть до Октябрьской революции 1917 года, когда на основании декрета от 24 ноября 1917 г. № 1 «О суде» институт судебных следователей был упразднен. В период зарождения и становления советского государства юстиция в целом являлась одним из инструментов классовой борьбы и средством утверждения воли господствующего класса. Так, 22 ноября 1918 года был образован единый следственный отдел Всероссийской чрезвычайной комиссии (ВЧК) , а 11 августа 1921 года — следственная часть при Президиуме ВЧК. Начиная с августа 1918 года, следственные подотделы формировались либо при каждом отделе губернской/уездной ЧК либо при соответствующем органе в целом.

Однако во многом под воздействием административной реформы 1923 – 1927 годов, суть которой сводилась к усилению принципа административной централизации в управлении государством, доминировавшая в 1922 года в организации следственных органов, судебная модель постепенно начала заменяться административной.

В 1927 году в Московской губернии в порядке эксперимента судебные следователи переведены в органы прокуратуры. Признав эксперимент успешным, 12 апреля 1928 года коллегия Народного комиссариата юстиции РСФСР постановила передать «следственный аппарат в полное распоряжение прокуратуры по РСФСР».

Таким образом, в конце 1930 годов институт судебного следствия, функционировавший в России в различных видах с 1864 года, окончательно прекратил свое существование. В стране утвердилась административная модель организации предварительного расследования.

По постановлению Совета народных комиссаров СССР от 5 ноября 1936 года «О структуре Прокуратуры Союза ССР» в Прокуратуре СССР учрежден следственный отдел.

В 1938 – 1939 годы следственные подразделения учреждены также в органах госбезопасности и милиции, подведомственных в то время Народному комиссариату внутренних дел СССР. Следственным аппаратом располагало и созданное в апреле 1943 году Главное управление контрразведки «СМЕРШ» Народного комиссариата оборону.

Дальнейшее развитие следственного аппарата связано исключительно с периодическими перераспределениями функции предварительного следствия между прокуратурой и органами внутренних дел. Так, в немалой степени под вилянием Генеральной прокуратуры СССР в ходе судебной реформы 1956 – 1964 годов было упразднено Министерство внутренних дел. Во вновь созданном ведомстве, названном Министерством охраны общественного порядка, следственного подразделения не было.

В середине 1960 года с усилением политического влияния руководства Министерства охраны общественного порядка РСФСР, и ослаблением позиций Генеральной прокуратуры ситуация стала меняться. Согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР от 6 апреля 1963 года в Министерстве охраны общественного порядка (позже снова преобразованном и переименованным в Министерство внутренних дел) было создано следственное подразделение. При этом часть штатной численности следователей прокуратуры была передана в Министерство охраны общественного порядка.

С начала периода «оттепели» в 1960-х годах стала очевидной необходимость реформирования действующей административной модели следствия. На этой волне впервые за многие десятилетия внимание привлекла к себе забытая петровская вневедомственная модель предварительного следствия. Сначала – в кругах научной общественности, а затем – и на уровне высшего руководства страны.

В результате этого в апреле 1990 года на I съезде народных депутатов СССР Комитету Верховного Совета СССР по законодательству и Совету Министров СССР поручено подготовить и внести предложения о создании «союзного Следственного комитета».

После всех доработок и согласований в первом полугодии 1993 года проект закона «О Следственном комитете Российской Федерации» внесен на рассмотрение Верховного Совета России и одобрен в первом чтении. Однако роспуск Верховного Совета помешал принятию этого закона.

Лишь в 2007 году в условиях относительной стабильности и консолидации политических сил удалось принять федеральные законы от 5 июня 2007 года № 87-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» и от 6 июня 2007 года. № 90-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации». В соответствии с этими нормативными правовыми актами из компетенции прокурора исключены полномочия по процессуальному руководству следствием. Однако самым главным новшеством было то, что следственный аппарат органов прокуратуры стал относительно самостоятельным ведомством. Перечисленные меры создали условия для дальнейшей полной организационной и функциональной независимости следственного органа.

Однако окончательное восстановление петровской вневедомственной модели организации следствия произошло 15 января 2011 года, когда вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2010 года № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации». Как отмечалось в пояснительной записке к проекту данного закона, функционирование Следственного комитета вне системы прокуратуры Российской Федерации создаст необходимые условия для эффективной реализации полномочий прокуроров по надзору за процессуальной деятельностью органов предварительного следствия, усиления взаимодействия следственных органов с органами прокуратуры, позволит повысить объективность следствия, тем самым обеспечивая законность в сфере уголовного судопроизводства и неукоснительное соблюдение конституционных прав граждан.

Федеральный закон «О Следственном комитете Российской Федерации» установил, что руководство деятельностью вновь созданного следственного органа осуществляет Президент Российской Федерации.

Во исполнение Федерального закона от 5 июня 2007 года №87-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» и Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации», Указа Президента Российской Федерации от 1 августа 2007 года № 1004 «Вопросы Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации», приказом Первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации – Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации Бастрыкина А.И. от 07.09.2007 образовано следственное управление Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по Республике Ингушетия.

После вступления в силу в силу Федерального закона от 28 декабря 2010 года № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации», приказом Председателя Следственного комитета Российской Федерации Бастрыкина А.И. от 15.01.2011 создано следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Республике Ингушетия (далее – следственное управление по Республике Ингушетия).

Следственное управление является территориальным следственным органом Следственного комитета Российской Федерации, обеспечивающим в пределах своих полномочий исполнение законодательства об уголовном судопроизводстве.

В состав следственного управления по Республике Ингушетия входят 3 городских следственного отдела (по городу Назрань, по городу Малгобек, и по городу Карабулак), 1 межрайонный следственный отдела (Назрановский) и 1 районный следственный отдел (Сунженский).

В процессе осуществления своей деятельности следственное управление по Республике Ингушетия издает приказы, указания и распоряжения по вопросам основной деятельности; проводит заседания методико-консультативного совета и готовит информационно-методические бюллетени, обзоры, информационные письма; проводит проверки городских и межрайонных следственных отделов; анализирует статистические данные.

01 Февраля 2022 16:28

Адрес страницы: http://ingushetia.sledcom.ru/Istoriya

© 2024 Следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Республике Ингушетия